Выставка Евгении Болюх и Ивана Репкина представляет собой визуальную рефлексию на тему поиска смысла бытия в контексте экзистенциальной неопределенности. Вдохновленная романом Харуки Мураками «Охота на овец», она исследует феномен навязанных извне целей, формируемых социальными институтами, моралью и культурными кодами, которые зачастую создают иллюзию уверенности в завтрашнем дне и дают ложное ощущение внутреннего спокойствия.
В основе сюжета, согласно автору романа, лежит древняя китайская легенда о переселении души Овцы в человека. Овца в авторской мифологии — воплощение всемирного хаоса, неограниченных возможностей и неисчерпаемых сил. Переселяясь в человека, дух Овцы наделяет своего носителя абсолютным могуществом и властью в обмен на слепое служение. Жизнь главного героя, которая в начале романа была пуста и скучна, а его желания посредственны, теперь сфокусирована на поиске таинственной Овцы и, наконец, обретает смысл. Достигнув же ее, герой не получает ничего, кроме чувства опустошения.
Конец истории человека, всецело посвятившего себя поиску Овцы, стал наглядной иллюстрацией буддийской концепции дуккха — бесконечного страдания как неизбежной составляющей бытия. Привязанность к эфемерным целям и постоянные, истощающие стремления раскрываются в романе как саморазрушительный поиск смысла жизни. Человек в этом контексте уподобляется «овце» — существу, чье поведение и внутренние ориентиры обусловлены исключительно внешними парадигмами.
В противоположность этому, выставка подчеркивает важность осознанного движения по полю смыслов как способа преодоления чувства предрешенности. Зритель, подобно герою романа Мураками, отправляется в путешествие по выставке в поисках себя и цели своего существования. Экспозиционное пространство решено как карта пути, на котором значение художественных жестов и знаков раскрывается в ходе вдумчивого смотрения. Человеческое бытие рассматривается здесь как бесконечный процесс самопознания, где достижение цели не является финальной точкой, а динамическим явлением, формирующимся из множества элементов и зачастую растворяющихся в привычных формах и знакомых образах. Охота на овец становится символом отчаянной охоты за ускользающим смыслом, который в действительности же складывается из постоянной рефлексии и собственных открытий, с которыми человек сталкивается на этом пути.
Евгения Болюх и Иван Репкин обращаются к идее о том, что истинное понимание себя достигается через отказ от навязанных целей и принятие случайности как важной переменной душевной свободы. Задача художников и зрителя — не в поиске единого окончательного смысла, а во внимательном наблюдении за тем, как он складывается из фрагментов и деталей и возникает в результате их непрерывного взаимодействия.